Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, источником огорчений учителей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Следует отметить, что все люди в той или иной мере агрессивны. Агрессивность – это своеобразная борьба за существование, и без этого человечество вряд ли выжило на планете.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше - он не знает.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства маленьких детей. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения.
Однако у определенной категории детейагрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Явная агрессия – это только вершина айсберга, за которой скрываются страхи, тревога, то, с чем ребенок не может справиться.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем".
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М.Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
Причина повышенной агрессивности и враждебности – лишение родительской любви, эмоционального тепла и материнской заботы.
Вот как описывает н.л. Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, учителя, сверстников. Он "не успокаивается" до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку"
Разрушение эмоциональных связей в семье. К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает дремлющий вулкан, извержения которого можно ждать в любую минуту. Эмоционально-психологическая атмосфера в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно если родители использует его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил ребенок пытается примирить родителей, но в результате сам попадает под горячую руку.
В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, чтобы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывая резкие проявления агрессивного поведения.
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потыкают. Такое часто встречается в семьях, где все, как говорится, и «мамки и няньки». Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он - небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся – вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся – держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии: «Не купили мне игрушку – я на пол упаду и буду орать назло до посинения, не дали мне и буду орать назло до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу…»
Диаметрально другая природа возникновения агрессии у детей, родители которых вечно заняты. Их агрессия – это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «лучше пусть отчитают, чем не заметят».
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям" не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, "золотую середину", могут научить своих детей справляться с агрессией.
Вседозволенность - вот еще одна причина жестокости детей. Казалось бы, с чего вдруг ребенку, которому разрешено все, проявлять агрессию? Но, на самом деле, исполнение всех, даже самых незначительных желаний и игнорирование любых проступков являются факторами, активизирующими агрессивное поведение у детей. Ребенку на каждом пути взросления необходимы четкие поведенческие нормы и правила. Во многом от этих установок зависит нравственное и культурное развитие, уважение к другим людям, животным и т.д.
Как бы банально ни звучало, но компьютерные игры в монстров, различные «стрелялки», также способствуют формированию агрессивной модели поведения у ребенка. Что же, запретить играть в войнушку детям? Увы, не все так однозначно. Если школьник с головой уходит в виртуальный мир, значит в реальном ему стало неуютно. В это время у ребенка могут начаться конфликты с учителями, сверстниками, он замыкается, сознательно бежит от общества, испытывает комфорт, находясь в одиночестве. Как правило, доверительных отношений между детьми и родителями в таких семьях нет.
Современное телевидение, к сожалению, часто подливает масло в огонь, провоцируя детей на излишнее проявление жестокости. Многие кинофильмы и мультфильмы содержат в сюжете сцены насилия. Да, с одной стороны, положительный герой по-прежнему остается на стороне добра, активно защищает его. Но вся эта борьба тоже связана с применением насилия. Как ребенку понять, что нельзя причинять больно окружающим, когда положительный герой направо и налево расстреливает злодеев. Убийства, взрывы, кровавые сцены очень сильно влияют на неокрепшую детскую психику. Родители должны, по возможности, контролировать, что смотрят по телевизору их дети, в какие игры играют и как проводит свое свободное время. Разумеется, тотальная цензура и отрицание современного инновационного эффекта не принесет. Контролировать нужно тонко, мягко, максимально незаметно для ребенка.
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается нежелание родителей разобраться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с психологом такие дети говорят о том, что чувствуют себя в семье одинокими, никчемными, ненужными, о плохом отношении с одним или обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они ополчаются на весь мир, родителей и самих себя.
Что же делать родителям?
Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Ребенок нуждается в любви независимо от возраста и пола. Одним из замечательных способов выражения любви являются объятия. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Заброшенный ребенок, который недополучает родительской ласки, очень страдает. Уже в младенческом возрасте ребенок ощущает нехватку родительской ласки и начинает ее компенсировать. Пытаясь хоть чем-то помочь себе, он начинает сосать палец, или вообще все, что может засунуть в рот.
Иногда ребенок, недополучая ласку, начинает ее требовать любыми доступными средствами – привлекать к себе внимание не самыми похвальными поступками. Если родители вовремя не опомнятся и вместо любви наградят ребенка наказанием, в его душе родится серьезный конфликт. Зная, что за наказанием следует успокоительная ласка, человек привыкает к удовольствию через негатив («я буду поступать плохо для того, чтобы на меня накричали», тем самым ребенок привлекает к себе внимание взрослого).
Ласка – это знак родительской любви, а, значит, ее отсутствие беспокоит и мучает ребенка, коверкает его тело и душу. Никогда не надо скупиться на нежность к детям. Обязательным элементом в жизни семьи должен быть ритуал, при котором: трижды в день обняться и трижды в день поцеловаться, было, как попить воды.
Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Необходимо руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ребенком, в усилиях по его воспитанию. Ребенок должен ощущать, чувствовать, понимать, быть уверен, что его любят, быть наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с маленьким ребенком. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым, по сути, оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви, уверенность в себе. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви - это формула принятия. Например, «не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Важно оценивать не личность ребенка, а его действия и поступки. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.
Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствия к другим) к сверстникам, взрослым, к живому миру.
И ни в коем случае не запрещайте детям проявлять отрицательные эмоции. Учите ребенка выплескивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, стучать надувными игрушками, хоть пластиковыми бутылками) или полезными способами (в спортивной секции). И расширяйте представления ребенка о том, какими еще способами он может самоутвердиться (спорт, хобби, увлечение каким-либо школьным предметом).
Педагог-психолог ГУО «Любанский районный социально-педагогический центр» Т.Н. Горбунович
раскрыть » / « свернуть